Советская мультипликация: Анатолий Петров. Эстетический шок Мультфильмы для детей и взрослых «Он нарушает законы мультипликации» — говорили раньше. «Он опередил свое время», — говорят сейчас. Анатолий Алексеевич Петров — культовый советский режиссер мультпликационного кино, один из главных экспериментаторов советской анимации. «Анатолий Петров… Виртуозное мастерство "одушевления", глубокое понимание динамической структуры эпизода, оригинальность в подходе к тематическому материалу вскоре сделали его одной из видных фигур среди режиссеров студии». С.В. Асенин Фильмы Анатолия Петрова выбиваются из восприятия старых-добрых советских мультиков и оставляют противоречивые впечатления. Связано это с особенностями стиля Петрова, главной «фишкой» которого был гиперреализм. Почти с самого начала режиссерской карьеры его мультфильмы похожи на игровое кино. Особенно это касается персонажей, которые прорисовывались настолько реалистично, что их трудно отличить от живых актеров. «Он имел особый дар в одушевлении персонажей», — так писали про Петрова. Когда смотришь его мультфильмы, возникает ощущение, что на экране — игровое кино, только очень яркое и цветастое. Анатолий Петров привнес в рисованную анимацию эффект 3D — задолго до распространения компьютерной графики. Как он это делал — рассказать сложно: описания анимационных техник (например, «нанесение на целлулоид световых бликов и оттенков») будут понятны только специалистам. Очевидно, что из без того сложная, кропотливая работа аниматора в случае с Анатолием Петровым представляла собой мегатитанический труд. Каждый фильм — подвиг. А действительно, есть ли смысл в таких подвигах, если имя Анатолия Петрова и его работы сейчас известны лишь немногим любителям анимации? Особое внимание Петров уделял человеческим персонажам и тщательно прорисовывал мимику и движения. В своей статье режиссер писал: «Рисованный фильм должен привлекать к созданию образа не только сюжетную и изобразительную характеристику персонажа, но и его пластическую характеристику, его движение» (из сборника С.В. Асенина «Мудрость вымысла»). Но вернемся в начало пути. Анатолий Петров с первой режиссерской работой начал удивлять всех стилистическими экспериментами. «Учитель пения» (1968) — абсурдная зарисовка, выполненная в необычном стиле карандашного рисунка. Затем произошло важное событие в советской анимации, в котором поучаствовал Анатолий Петров — создание альманаха «Веселая карусель». Этот проект стал своеобразным полигоном, на котором молодые аниматоры могли «обкатывать» необычные анимационные техники. Для «Веселой карусели» Петров сделал 5 коротких мультиков — все они имеют свой собственный стиль. Если не знать имя их создателя, сложно предположить, что это один и тот же человек. В визуальном плане из этого периода выделяются следующие работы: Рассеянный Джованни (1969) по сказке Джанни Родари Голубой метеорит (1971) по стихотворению Романа Сефа Особенно впечатляют футуристические сцены в м/ф «Чудо» (1973) по стихотворению Романа Сефа В этих мультфильмах есть один относительный недостаток — визуальная часть подавляет содержание. Во всех этих работах идея очень простая, понятная любому ребенку. Кроме того, учитывая малый хронометраж, логично, что аниматор сполна воспользовался возможностью поэкспериментировать со стилями и выбрать из них основной. Творческие поиски продолжались примерно до середины 70-х. Следующие мультфильмы Петрова — «И мама меня простит» (1975) и «Полигон» (1977) — уже демонстрируют во всей красе фирменный гиперреалистичный стиль Анатолия Петрова. Если «И мама меня простит» все-таки больше напоминает мультик, то самый известный мультфильм Петрова «Полигон» — это нечто странное. Представьте, что какой-нибудь режиссер решил сделать игровое кино — но не СНЯТЬ его на кинокамеру, как все нормальные режиссеры, а НАРИСОВАТЬ. Что и сделал Анатолий Петров. В персонажах легко узнаются звезды мирового кино. Древнегреческие мифы Но на этом Анатолий Алексеевич не остановился. Одержимый идеей совершить революцию в мультипликации, режиссер берется за цикл фильмов по древнегреческим мифам. Более пяти лет шла работа над «Гераклом у Адмета» (1986). То, что получилось у Петрова, поражает сверхвыразительностью персонажей, реалистичностью окружающей природы и эффектом объемности как в игровом кино. Надо не забывать, что все это делалось без компьютерной графики, которая значительно упростила бы создание подобной анимации. Анатолий Петров не случайно обращается к античной культуре. Пять последних фильмов Петрова — это по сути синтез трех видов искусства: античного изобразительного искусства, кино и анимации. Просмотр древнегреческих мультфильмов Петрова вызывает эстетический шок. «Геракл у Адмета» — первый в цикле — впечатляет реалистичностью движений и мимики персонажей (например, в финальной сцене танца Геракла), следующие четыре шокируют реалистичным эротизмом. Эти четыре фильм можно назвать тетралогией о похождениях бога любви Эрота (он же Амур). Режиссер переносит из древнегреческих произведений искусства обнаженные тела, показывает с их участием откровенные эпизоды из мифов. Ни в коем случае нельзя назвать эти фильмы пошлыми или развратными, так как в первоисточниках все так и было. Мультипликатор лишь усилил выразительность древних образов с помощью своих уникальных анимационных наработок. (по материалам «Мастера короткометражной анимации», выпуск №35) Мультфильмы Анатолия Петрова Чудо (1973) Полигон (1977) И мама меня простит (1975) Голубой метеорит (1971) Учитель пения (1968) Светлячок (1978) Геракл у Адмета (1986) Рождение Эрота (1989) Дафна (1990) Полифем, Акид и Галатея (1995)